ЧЕРНЫE СПИСКИ 

Опубликовано в газете "Ведомости" 151(474) от 22 августа 2001 года.

С появлением Интернета у всех обиженных появилась возможность отомстить. Достаточно найти подходящий форум в Сети и там уже выплеснуть все, что думаешь об обидчике. Рекрутеры активно обсуждают клиентов и друг друга на сайте www.rdw.ru, причем делают это анонимно, поэтому в выражениях не стесняются.

    Рекрутер с сетевой кличкой Shor сообщает, что торгующая расходными материалами для магазинов компания "Перспектива. Оборудование и технологии" "кидает" рекрутеров. Когда агентство представляет компании кандидата, то от него отказываются, а потом берут у него телефон и приглашают кандидата сами. "Запугивают разборками на уровне директоров служб безопасности (читать - "бандюки")", - предостерегает Shor.
    На этом же сайте в разделе "Рекрутинг в России" есть так называемые "черно-белые списки компаний". Всю эту книгу жалоб и предложений регулярно просматривает модератор, подсчитывает положительные и отрицательные мнения - и в списке напротив имени компании появляется новый + или - .
    Но если большинство критиков выступает анонимно, то в списках фигурируют названия реальных компаний.
    Претензии к заказчикам у рекрутеров возникают прежде всего из-за нежелания платить деньги за выполненные услуги и низкий уровень кадровой культуры. Сегодня эти списки насчитывают уже несколько десятков компаний. Подобный список есть не только на www.rdw.ru, но и по другим адресам:

    Однако черно-белые списки на www.rdw.ru - самые посещаемые. Один из разделов форума, например, насчитывает 254 сообщения. На других сайгах накопилось лишь несколько десятков замечаний.
    Суть создания таких форумов и списков ясна - желание рекрутекров и их клиентов выразить наболeвшее, перед всем деловым сообществом пристыдить обманщиков и плохих специалистов, а также предостеречь коллег.
    "С моей точки зрения, должно быть место, где можно высказать свое мнение, - говорит директор по персоналу компании IBS Леонид Забежинский. - Если дойдет до рейтингов, подобных рейтингам потребительских товаров на Западе, будет очень здорово. Я не знаю, что такое www.rdw.ru, но, если бы, скажем, "Ведомости" публиковали такие данные, я бы к этому очень внимательно относился".
    По словам руководителя отдела по развитию бизнеса кадровой компании Professional's Business Ирины Клюсовой, специалисты компании нередко обращаются к спискам на www.rdw.ru. Но, конечно, информацию на сайте они воспринимают лишь как повод вести себя с той или иной компанией более осторожно.
    Александр Филиппов, директор по персоналу компании "Протек", считает, что критика на форуме, вряд ли серьезно отразится на их репутации. "Это - анонимка. Может быть, кто-то, кому мы отказали, скажем, затаил обиду. И что?" - говорит он.
    Дмитрий Куприянов, директор по персоналу компании "Вимм-Билль-Данн", которая также удостоилась минуса в списках, считает, что степень уважения к таким спискам зависит от наличия какой-то формальной процедуры внесения информации. "Без определенной процедуры это превращается в доску объявлений на заборе. Все, что пишется под "никами", - несерьезно", - считает Куприянов.
    По мнению исполнительного директора агентства Unity Андрея Иванова, обличение на форуме может исходить не от клиентов, а от конкурентов-рекрутеров. Однако он добавил, что есть и весьма правдоподобные высказывания. "Unity в основном ругали соискатели, - говорит Иванов. - Кое-что мы приняли к сведению и над этим работаем".
    Существование черных списков многим профессионалам кадрового рынка кажется весьма полезным. Но у проблемы есть еще одна сторона - правовая. В Гражданском кодексе существует понятие "деловая репутация". По мнению управляющего партнера юридической фирмы A.S.T. Legal Анатолия Юшина, обиженные компании могут потребовать возмещения ущерба, нанесенного деловой репутации, через суд. В российской судебной практике Интернет приравнивается к СМИ. А подобные негативные высказывания и обвинения в СМИ, в случае если они недоказуемы, преследуются по закону. Если высказывания анонимны, оскорбленная компания может предъявить претензии самому сайту. По словам Юшина, известны Прецеденты, когда частное лицо или компания добивались через суд извинений и устранения порочащей информации. Например, один уволенный сотрудник, имя которого было внесено в черный список некоей ассоциации, добился через суд исключения из этого списка. Правда, серьезную денежную компенсацию за нанесенный репутации ущерб получить очень сложно, потому что у нас в стране не разработаны инструменты оценки неосязаемых активов, интеллектуальной собственности.     По мнению управляющего партнера помянутой недобрым словом кадровой компании Norman DL Consulting Станислава Алексеева, реально добиться справедливости в данном случае вряд ли возможно. "Если бы какой-нибудь клиент сказал, что не будет с нами работать, так как увидел отрицательный отзыв, то мы, возможно, и подали бы в суд, - говорит Станислав Алексеев. - Но пока я такого не припомню. Кроме того, в США на борьбу с различными связанными с Интернетом проблемами тратиться очень много денег. И ресурсы у них побольше, чем у нас. Но и в США ничего сделать с этими нарушениями не могут".
    Возможно, компромиссный вариант с точки зрения этики и закона нашла Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП). Ее президент, генеральный директор кадровой компании "БЛМ-Консорт" Михаил Богданов, рассказал, что ассоциация решила не вывешивать черные списки на открытый сайт, а сделать закрытый депозитарий, который скоро должен заработать. Кадровое агентство, которое хочет проверить потенциального клиента, обращается в депозитарий. Если о запрашиваемой компании есть негативная информация, то сотрудники депозитария дают авторам запроса телефон рекрутинговых агентств, которые эту информацию предоставили. Можно позвонить недовольным коллегам и выяснить, в чем дело. Степень субъективности претензий, таким образом, рекрутер может оценить сам. Информация не становится всеобщим достоянием и не может быть признана клеветой. В депозитарии будут храниться данные не только о плохих клиентах, но и о других недобросовестных игроках рынка кадровых услуг: претензии клиентов к рекрутерам, а также негативные данные о кандидатах, юристах, специалистах и службах, участвующих в кадровом бизнесе.
    Что касается западного опыта, то поиск черных списков на европейских кадровых сайтах успехом не увенчался. Директор по маркетингу международной кадровой компании Hill International Элизабет Ляйзе сообщила, что ни ей, ни кому-либо из других сотрудников центрального офиса компании в Вене ничего не известно о подобных списках. По ее словам, обмен информацией о клиентах и рекрутерах между коллегами и различными компаниями действительно происходит, но списков не составляет никто.

 

Федор Сваровский



 

Вернуться на главную 
Вернуться к Черному списку работодателей
Подать жалобу
 
Hosted by uCoz